Search

Рубрики блога

лодка своими руками

Лодка своими руками

Содержание

Один из активных участников нашего проекта недавно закончил мастерить собственное плавательное средство. На работу с ним было потрачено три месяца.

Лодки своими руками

Теперь наша редакция с радостью делится со своими читателями свежими фотографиями произведенной нашим коллегой по цеху, и, заодно, мы решили рассказать  как мастерили, да и сейчас мастерят лодки своими руками

Для удачной рыбалки бывает, необходима удобная лодка. Ее можно сделать самому. Тогда она будет недорогая и функциональна. Рассмотрим лодки, используемые северными народностями.

Ветка – долбленая лодка, получившая наибольшее распространение у народностей Севера. Она легкая, маневренная, быстроходная, легко проходит мелкие участки рек, проток. Грузоподъемна. Длина ветки может колебаться в зависимости от ее предназначения для использования – от 5 до 10 м, ширина – от 0,5 до 1,2 м, способна перевозить груз от 200 кг и до 600 кг.

Как ее изготовить? Здесь от мастера требуется совершенное знание свойства материала. Селькупы делают ветки из кедра. Ему отдают предпочтение из-за большого содержания в его древесине смолы, а также эластичности и упругости. Сначала подбирают подходящий ствол – ровный, без сучков. Из него выпиливают заготовку в соответствии с длиной будущей лодки. Усердно работая теслом, делается углубленная канавка 20-30 см в глубину по всей длине заготовки, не затрагивая нос и корму. Кору при этом не снимают. Затем отмечают осевую линию. Отметив угол 45 градусов от бортов к центру, обстругивают топором носовую часть и кормовую. От точности прокладки осевой линии, как обтесаны нос и корма, зависит симметрия бортов, устойчивость лодки. На следующем этапе требуются шпонки. В двухсантиметровой дощечке просверливают сверлом отверстия диаметром в 1 см. Тщательно подогнанные под них шпонки забивают внутрь и излишки обрезают. Их нужно от 200 до 400 штук – все по 2 см. Количество зависит от размеров ветки. Все еще не снимая на заготовке с корой, мастер на ровном расстоянии просверливает отверстия в бортах лучковым сверлом для шпонок, но несколько меньшего размера (сечения). Только теперь можно снять кору. Е еще нужно обстругать поверхность лодки. Она должна стать абсолютно гладкой, а борта плавно перейти в носовую и кормовую части. Теперь теслом выдалбливают внутреннюю часть, пока не покажутся шпонки. Такой нехитрый прием позволяет добиться постоянной толщины корпуса лодки – два сантиметра.

После этого следует самая ответственная операция – разгиб бортов. Ветку укрепляют так, чтобы корму и нос поддерживали распорки – вбитые в землю колья с поперечными перекладинами на высоте около 80 см от земли. Под средней частью разводят костер. Огонь не должен быть сильным, иначе дерево обгорит. Но и на слабом нельзя – лодка будет плохо разогреваться, корпус ее при растяжке может дать трещины. Все это время между бортами укреплены распорки. Их меняют несколько раз, понемногу увеличивая длину. Эта операция позволяет растягивать борта постепенно, до максимального расстояния между ними. А оно наибольшее – в средней части ветки. Главное – не переусердствовать. Если перетянуть хотя бы на один сантиметр, сломается борт или дно. Так же постепенно надо остудить лодку. Ее оставляют над затухающим костром на три – четыре дня. После этого ставят распорки, короче предыдущих на полтора – два сантиметра – тем самым снимают лишнее напряжение с бортов. В процессе тепловой обработки в корпусе образуются мелкие трещины. На них кладут кусочки застывшей смолы, затем растапливают ее раскаленным металлическим прутом. Только после этого лодку можно опустить на воду.

Небольшими ветками управляют однолопастным веслом. Рукоять весла делают длиной до 1 м, лопасть – до 50 см длиной и шириной около 25 см. А вот для больших лодок изготавливают двухлопастные весла – лопасти несколько короче, а рукоять чуть больше полутора метров.

Плоскодонку делают из трех-четырех досок (одна-две донные и две бортовые). На носу и корме бортовые доски соединяют под острым углом. Внутри ставят от 3 до 5 поперечен-распорок. Садятся на дно или на дощечку, положенную на дно. Гребут двухлопастным веслом, но можно и однолопастным.

Лодка-берестянка предназначается для быстрого перемещения по реке с переносом ее через мысы, для рыбной ловли. Рассчитана на 1-2 человек. Обработку бересты и сшивание их нее полос осуществляют женщины, заготовку каркаса и надевание на него берестяного чехла – мужчины. Снятую весной, обработанную и выпаренную бересту вешают для присушки. При помощи деревянных тонких колышков сшивают. Для каркаса подбирают ребра из сучьев, изогнутых природой. По окончании работ все места проколов для швов и все мелкие отверстия в бересте просмаливают нагретой лиственничной смолой. Обычная длина берестянки 3-6 м, ширина в среднем 60-70 см. На месте сидения на дно подкладывают берестяной коврик. Гребут двухлопастным веслом.

Добавить комментарий

Копирование содержимого этого интернет-сайта запрещено в соответствии с действующим законодательством