Наиболее известное (а скорее раскрученное) в России определение танго – «танец страсти». Но если погрузиться в удивительный мир этого танца хотя бы на короткое время, становится ясно, что это скорее стереотип, чем адекватная характеристика. Смешение исторических традиций и отражение особого, страстного и в то же время сдержанного восприятия гендерных отношений, делают этот танец, зародившийся в начале XIX века на беднейших, пестрых по своему этническому составу окраинах Буэнос-Айреса, уникальным смешением традиций и стилей, так не похожим по духу на своих латиноамериканских «соседей».
Как ни удивительно, происхождение слова «танго» скорее африканское. Считается, что прообразом для названия танца, которое сейчас знает весь мир, стало слово из языка африканской народности банту «тамгу», означающее танец вообще, или «танго», которое в Конго означает «закрытое место», «круг», – слово, которым позже стали называть места, где собирали рабов перед погрузкой на корабль. Существуют также ссылки на название традиционного конголезского танца – “ланго”, некоторые особенности которого нашли свое продолжение, а возможно, частично послужили прообразом будущей танцевальной традиции танго. Таким образом, не только слово, но и танец обязан своим происхождением афрокреолам, поселившимся в Буэнос-Айресе и Монтевидео (важных перевалочных пунктах работорговли), где он возник на танцевальных вечеринках черных – “sociedades de negros”.
Еще один предшественник танго, оказавший заметное влияние на его специфику – кандомбэ, традиционный ритуальный танец, объединяющий в себе элементы религии банту и католицизма. Будучи массовыми, что в определенной социальной среде часто приводило к конфликтам, вечеринки кандомбэ были вскоре запрещены властями. Запрет сохранился и во времена масштабного переселения европейцев на территорию Аргентины. Таким образом, танцевальные вечеринки черных стали проходить в закрытых помещениях. Постепенно из группового танец превратился в парный, однако пары танцевали без близких объятий, танцоры в такт расходились, имитируя жесты первоначального кандомбэ.
Танго базируется на ритмической формуле, которая, по сути, лежит в основе всей латиноамериканской музыки, подвергшейся африканскому влиянию, – от Уругвая до Кубы. Этот ритм оказал свое влияние и на три музыкальных стиля, считающиеся уже ближайшими, непосредственными предшественниками танго: афрокубинскую хабанеру, танго андалуз и милонгу.
В наши дни более привычно определение милонги как танцевальной вечеринки, где главными танцами являются милонга, танго и танго-вальс. Однако это еще и название танца, который считают ближайшим предшественником танго, уже более схожим с теми особенностями, к которым мы привыкли, однако более динамичным по своему характеру.
С появлением первых “sociedades de negros” в Буэнос-Айресе и Монтевидео словом “танго” стали называть и собственно эти общества, и их танцевальные вечеринки. То, что играли на этих вечеринках, было мало похоже на ту музыку, которая распространилась в эмигрантских кругах Рио де ла Плата с середины XIX века. В портах Буэнос-Айреса и Монтевидео различные культуры и традиции слились в одну, новую, многообразную, как пестрый экзотический ковер, и появилось известное нам танго.
Трудно судить о том, что приводит людей в танго. У каждого своя история. Среди тангоманов бытует мнение, что не человек выбирает танго, а танго – человека. Это своего рода зависимость, только без вредных последствий. Получив в первый раз неповторимый «опыт танго», забыть его, отстраниться и жить дальше как прежде уже вряд ли получится. Начав с первого урока, первого шага, первого робкого объятия, вы однажды приходите на милонгу и понимаете, что это ваша вторая жизнь. В городской суете мы забываем о своей чувственной сущности, запираемся в норке наших каждодневных забот, обрекая себя, в конечном итоге, на эмоциональное и физическое одиночество.
Те, кто постоянно ходит на милонги, могут рассказать о многочисленных изменениях в самоощущении, о появлении уверенности в себе, о внезапно пришедшем умении преподносить себя исполненным чувства собственного достоинства и в то же время притягательным. Пожалуй, главная психологическая особенность этого танца – тонкое сочетание чувственности и независимости, гармоничное единство, казалось бы, несовместимых в обычной жизни следования за партнером и самостоятельности в импровизации, игры и покорности. Это танец, который помогает находить этот незримый в обычной жизни баланс.
Танго дарит психологическое раскрепощение. Естественным и привычным становится тактильный и эмоциональный контакт с партнером. Появляется уверенность в том, что такого рода сближение не несет в себе негатива и не влечет неприятных последствий. Пожалуй, ошибочно представление о сексуальности танго – этот танец, скорее, чувственный, основанный больше на переживаниях, нежели на самом явлении тесного физического контакта. Разумеется, между партнерами может проскользнуть искра, возникнуть определенное волнение. Однако тем удивителен этот танец, что контроль над дистанцией, уровнем напряжения в паре – в руках каждого из участников. Ведь танго – всего лишь танец, игра, которую можно себе позволить на несколько минут принять за реальность. История, которая разворачивается между мужчиной и женщиной, заканчивается, когда звучит последний такт музыки.
Танго – пожалуй, самый гендерный из парных танцев. Люди приходят танцевать танго, чтобы побыть идеальными «мужчиной» или «женщиной». Танцуя, становишься тем, кем хотел бы быть сам, осознаешь, а скорее даже чувствуешь, каким хотели бы видеть тебя окружающие. Танго раздает роли, расставляет героев по их естественным местам. Контакт с партнером, основанный на определенном понимании взаимоотношений полов, настройка на одну волну – требование техники танца. Этот контакт глубже, теснее, ярче, чем в других парных танцах. Чтобы сделать даже один-единственный шаг, нужно очень тонко чувствовать друг друга. Именно эта необходимость своеобразного эмоционального взаимопроникновения партнеров в танце позволяет, пусть на короткое время, но все же ощутить, что ты не один.
Милонга как танго-вечеринка – это исполненное позитива, ощущения танцевального праздника собрание единомышленников. В наши дни несложно окунуться в неповторимую атмосферу аргентинского танго, посетив такое мероприятие. Сейчас в Москве действует несколько десятков школ танго, сообщество любителей танца насчитывает тысячи человек, а милонги устраиваются едва ли не ежедневно, и на них играет живая танго-музыка. В Москве ежегодно проходят несколько фестивалей аргентинского танго, многие из которых имеют международный статус.
Автор: Екатерина Евстропова