Search

Рубрики блога

Интернет контроль

Содержание

Боевой блоггинг

Увеличение числа интернет-пользователей во всем мире сравнимо с эпидемией чумы в средние века. Однако если в Европе и США в среднем число пользователей составляет 90% населения, включая детей от 8 лет, то в России это порядка 40-45%. Иными словами на Западе Интернет почти достиг потолка, а в России он входит в фазу интенсивного роста. Только на одном из самых популярных блогхостингов (livejournal.com) ежедневный приток новых регистрирующихся пользователей составляет около  2 тыс. человек.

По словам специалистов, в течение ближайшего времени Интернет-дневники коренным образом изменят медиа-пространство России. Пользователи, которые смогут привлечь значительную аудиторию к своим страничкам, станут агентами влияния и будут  воздействовать на формирование трендов. Коммерческий потенциал Интернета оценили почти на самой заре его становления. Интернет стал совершенно новым инструментом коммуникаций, общения, финансовых операций, баз данных… И конечно, такой инструмент заинтересовал спецслужбы.

– Интернет в своей работе используют практически все силовые министерства и ведомства мира, в том числе и российские, – рассказывает офицер военной контрразведки Дмитрий Андросов. – И, конечно же, работа эта заключается не только в поддержании официального сайта. Сбор информации, мониторинг ситуации в приграничных районах, военная топография, топоразведка и проведения работ с использованием ГЛОНАСС, анализ общественного мнения, выявление террористических сетей – сегодня все это практически немыслимо без использования глобальной сети. Приведу пример комплексного использования Интернета. Отдел контрразведки, скажем в приграничном районе на Кавказе фиксирует новую фотографию на блоге жителя соседней страны. На ней блогер запечатлел себя на фоне военной бронетехники. По данным нашей разведки в районе, где была сделана фотография нет стационарных воинских частей. Сотрудники ведущие свои блоги, регистрируются к первоисточнику в качестве друзей и выясняют необходимую информацию. Анализируется общая активность зарегистрированных пользователей Интернет в заданном районе. Провоцируются дискуссии на местных форумах. Затем собранная информация передается в ФСБ и в МинОборону. Задействуется спутниковое слежение. И генштаб принимает решение по усилению охраны границы и переводу частей и подразделений на усиленный вариант несения службы.

Но это лишь частный пример. А что же в глобальном масштабе дает Интернет спецслужбам. По словам сотрудников ФСБ, каждое управление службы безопасности имеет свой интерес. Но особенно необходима глобальная сеть для работы оперативного управления. Интернет дает возможность вести базы данных, отслеживать денежные переводы, скажем для террористических организаций. Особую роль в сборе первичной информации играют социальные сети – В контакте, Одноклассники, Твитер Фэйсбук, Ливжурнал, На новенького и ряд других.  К категории социальных сетей можно отнести блоги, видеохостинги (youtube.com, loadup.ru), сообщества по интересам (мой круг, Classmates), форумы, подкасты и т.д. Работа с социальными сетями оказалась очень эффективной в решении задач по отслеживанию преступных сообществ, террористов. Одним из достоинств сетей как медиаплощадок является возможность четкой сегментации аудитории, возможность быстро отслеживать искомые слова, скажем «террорист», «фугас», «смерть» и прочее.

– Опыт работы с социальными сетями и форумами помог нам выполнить целый круг задач, – объясняет сотрудник ФСБ Руслан Дзукоев. – не так давно на форуме водителей была дискуссия о пассажирах не русской национальности. Приметы обсуждаемого пассажира совпадали с приметами одного преступника находящегося в розыске. Мы вышли на связь с водителем, уточнили маршрут и в итоге схватили преступника. Так же через Интернет нам удалось схватить одного из создателей террористического сайта. Сайт был зарегистрирован на имя вымышленного человека, сервер находился в Европе, но денежные переводы с помощью электронного кошелька производились, в том числе и в России. Мы вышли на очень длинную сеть посредников, установили камеры наблюдения у мест приема живых денег. И в конце концов задержали троих подозреваемых. Через них вышли на организатора.

Силовые структуры не только вычисляет нахождение преступников с помощью Интернета. Огромное место занимает борьба с кибер-сектанством, кибер-революционерами, кибер-фашистами

– Мы ведем постоянный мониторинг интернета на предмет активности, – продолжает Руслан Дзукоев. Если видим резкий скачок роста активности, к примеру, по теме секты – сразу начинаем выяснять «от куда растут ноги». Как правило всплеск активности – это целенаправленная оплаченная акция, целью которой заинтересовать аудиторию и заманить в свои сети побольше людей. Был случай, когда под видом дискуссии с темой отказ от прививок проводилась религиозная пропаганда одной радикальной секты. Началась она наивно с того, что вакцины Ваксигрипп и Пневмо-23, которыми прививают в нашей стране школьников на диспансеризациях и детей дошкольного возраста противоречат идее гармонии человека с природой. Когда в дискуссию было вовлечено много людей, к сожалению россияне сегодня очень подвержены внушению и всякого рода желанием отказаться от чего-либо, началась работа по психологической обработке – «зомбированию». Наши сотрудники вступили в диалог, попросив консультацию в академии наук и выложили обоснования, почему эти вакцины безвредны и очень нужны. Завязалась перепалка, после которой нам предложили встретиться. Далее началась стандартная оперативная работа, в результате которой сектанты были схвачены и отправлены к себе на родину.

В любой стране мира Интернет используют для оперативной работы. Но полностью контролировать его удалось лишь двум странам – США и Китаю

Американская модель контроля включает в себя полную отчетность провайдеров перед департаментом национальной безопасности. Весь контент, вся финансовая документация, количество и география посетителей, количество запросов и трафика – все ежедневно архивируется, проходит анализ. На системы компьютерного мониторинга было потрачено порядка 15 миллиардов долларов. И эта модель является вполне успешной.

Китайская модель более проста. КНР отбирает провайдеров, ограничивает каналы доступа в сеть поднебесной, устанавливает жесткие правила. Весь контент Интернета в Китае «прозрачен», количество ретранслируемой ссылочной информации минимально. Учет в такой ситуации предельно прост. Но на то, что бы ограничивать каналы и контролировать доверенных провайдеров власти КНР тратит порядка 200-т тысяч долларов в год.  Плюс сама система контроля обошлась в 6 миллиардов долларов.

В Европе и России таких систем нет. И дело даже не в том, что это много стоит или «не демократично». По мнению сотрудников ФСБ, система тотального контроля нам не нужна. И даже более – она навредит той же оперативной работе. Возникнет путаница с задачами которые выполняют в Интернете оперативники ФСБ, СВР и МВД.

К слову об МВД. В МУРе и региональных управлениях уголовного розыска существуют сильные подразделения занимающиеся сбором и обработкой информации в глобальной сети. Так, с их помощью было раскрыто убийство советника вице-спикера Госдумы Алексея Беляева. Благодаря работе проведенной в сети «Одноклассники», опера установили, что Беляев и Ахмед Магомедов были любовниками. Среди их «друзей» нашлись люди, которые подтвердили этот факт, а так же уточнили, что Беляев с Магомедовым поругались не задолго до смерти. В итоге длительной работы в декабре 2009 года Мосгорсуд Ахмеда Магомедова к 16 годам лишения свободы в колонии строгого режима за убийство, которое он совершил из-за ревности.

Коммерческий блоггинг

Но если о боевом блоггинге мы говорим, часто с приставкой «увы», то в коммерческом – давно занимаем лидирующие позиции. Слава Богу в интернет-колумнистах, опытных блогерах у нас недостатка нет. Крупнейшие российские корпорации давно взяли на вооружение новые инструменты информационно-коммерческой войны. И активно их используют на внутреннем рынке для достижения конкурентного преимущества. Но есть случаи, когда своими силами компания справиться не может.

–   Не секрет, что иностранным компаниям, выходящим на международные рынки, в том числе и на российский, – рассказывает председатель правления Коммуникационной группы CREATORIC Игорь Ланской, – оказывается поддержка со стороны собственных государств. Не редко у таких компаний возникают конфликты с российскими корпорациями. С целью поглощения, приобретения частью имущества или попросту «выбивания» с рынка используются информационные технологии. Их целевой аудиторией становятся и члены правительств и губернаторы, широкая аудитория чиновников, представителей бизнеса, и, и конечно же массовая аудитория. Собственных сил, чтобы справится с подобным, у отечественных компаний не хватает, и они обращаются в немногочисленные специализированные компании.

Мы разрабатываем стратегию, тактику и наносим контрудар. Могу привести в пример ситуацию, как говорится – без указания конкретных имен. С общеполитической, дипломатической точки зрения я не могу назвать конкретных действующих лиц.

Скажем, иностранная компания N и российская Р заключили на заре перестройки партнерское соглашение по созданию дочерней компании D, целью которой была работа на пространстве СНГ. Причем 75% акций получили россияне, 25% – достались иностранным партнерам. Со временем, пользуясь политически неблагоприятным для России моментом, они решили отобрать предприятие.  представители N стали приводить свои планы в жизнь, инициировав судебные процессы посредством которых получили контроль над имуществом. Причем судебные процессы сопровождались громкой информационной кампанией как в СМИ СНГ,

Мы в качестве российской независимой компании, которая имеет зарубежную контакную сеть и опыт, взялись помочь Р, отстоять интересы отечественного бизнеса

В экстренном режиме был осуществлен глубинный мониторинг информации о всех участниках конфликта, органах госвласти страны страны размещения совместного предприятия D, проведен SWOT-анализ, разработана стратегия и последовательный план действий. Далее мы начали первичный «засев» информации в Интернете на специализированных дискуссионных площадках, информагентствах, блогосфере в стране размещения D. Второй засев был проведен на ведущих международных информационных площадках. Пришлось подключить к работе и производственный отдел, в задачу которого входит разработка видеоматериалов, популяризирующие причины конфликта и позицию российской компании.  Наши оппоненты тоже не сидели сложа руки. Они старались привлечь общественное мнение и, в особенности, на Западе, разыгрывая карту обиженных, точечно били по нашему заказчику в западном профессиональном сообществе. В таких случаях можно применить тактику «замещения». То есть, в момент, когда противник наносит информационный удар, выплеснув в И-нет компрометирующую информационную «бомбу», мы задействуем «резервную бомбу» – информационный повод, который отвлекает на себя всю читательскую аудиторию. «Резервная бомба» должна быть настолько сильна, чтобы отвлечь на себя 90% аудитории. Более того, косвенно она должна помогать общей теме.

Если утрировать, то выглядит это примерно так: журналисты и блогеры в интернете обсуждают актуальное новостное сообщение к примеру с ленты Интефакса – перестрелку на Арбате. Всплывает информация, что в перестрелке якобы виновен сотрудник, скажем, МВД, который погнался за преступником и открыл огонь. Публика начинает кипеть: как мол так, снова произвол людей в погонах. Но в этот момент поступает информация о стихийном бедствии либо начале войны с какой-либо из стран. Резко интерес аудитории  перекидывается на тему «война». На следующий день 90 % аудитории даже не вспомнят про «виновного» в перестрелке МВДшника, а в благодушной атмосфере курилки даже пожелают ему победить  «террориста», простив и забыв ему прежние грехи.

В дальнейшем мы постоянно вели мониторинг активности, чтобы не проглядеть ответные шаги и вовремя подорвать «резервную бомбу». Любая блоггинговая кампания состоит из исследования оппонента, разведки, с целью поиска уязвимых мест, выбора площадок, информационного «засева», часто используются агенты влияния, иногда –  «резервные бомбы». Как правило, побеждает в такой войне тот, кто качественно провел разведку, занял проактивную позицию, применил военную хитрость подготовил оборону и вовремя отреагировал на шаги оппонентов.

Добавить комментарий