Search

Рубрики блога

Тактика и вооружение боевых пловцов

Содержание

О людях этой профессии не принято говорить даже внутри управлений и ведомств, которым они подчинены. А уж писать… Разве что не выдавая основных секретов их службы и с разрешения большого начальства. Речь идет о боевых пловцах.

Лягушка по-флотски

«Люди-лягушки», «фроги» – так окрестили российских боевых пловцов западные СМИ. Они охраняли яхту английской королевы, когда она находилась в Санкт-Петербурге, они же несли службу во время визита Владимира Путина на Кубу. Хотя это лишь капля в море от того объема задач, который выполняют наши боевые пловцы. «Фроги» есть почти во всех военных и силовых министерствах и ведомствах. Самые, пожалуй, известные – это водолазы ВМФ России. Отряды боевых пловцов сформированы на базе бригад спецназа на каждом из четырех флотов России и дислоцируются соответственно в Мурманской области, в Калининградской области, близ Новороссийска и под Владивостоком. По штатной сетке отряд боевых пловцов спецназначения приравнен к полку, численность же приближена к батальонной. В каждом отряде несколько рот. Как правило, это три боевые, одна технического обеспечения, одна тылового обеспечения и группы, подчиняющиеся штабу отряда: группа спецсвязи, группа оперативной разведки. Рота делится на три группы: штурмовую (она же при оперативной необходимости разведывательно-диверсионная), группу боевого обеспечения и группу прикрытия. Штурмовая группа состоит из командира, подводного инженера (минирование и разминирование объектов под водой и на суше), техника связи, двух бойцов боевого охранения, прикрытия. Вся группа вооружена бесшумным подводным оружием: автоматами АПС и пистолетами 4,5-мм четырехствольного неавтоматического пистолета СПП-1 (СПП-1М).

Наша справка:

Автоматный комплекс боевого пловца состоит из 5,66-мм автомата АПС (автомат подводный специальный) и 5,66-мм патронов МПС с пулями большого удлинения. В дополнение к основному патрону разработан патрон МПСТ с трассирующей пулей. Автомат АПС является личным оружием пловца-аквалангиста и предназначен для поражения подводных и надводных целей, а также для защиты от морских хищников.Начальная скорость пули на воздухе – 365 м/с. Начальная скорость пули на глубине 5 метров – 240-250 м/с. Длина патрона – 150 мм. Масса патрона – 27-28 г. Поражающая способность пули зависит от глубины погружения. На глубинах до 5 метров дальность убойного действия составляет 30 метров. На глубине 40 метров – снижается до 10 метров. Во всех случаях дальность убойного действия под водой превосходит дальность видимости цели. На дистанции более 15 метров кучность при стрельбе из АПС заметно снижается. И, вероятно, это обстоятельство в сочетании с часто плохой видимостью под водой привело к необходимости включения в боекомплект патрона МПСТ с трассирующей пулей, позволяющего корректировать стрельбу по трассам. Масса автомата без магазина – 2,46 кг. Масса автомата со снаряженным магазином – 3,7 кг. Масса магазина без патронов – 0,57 кг. Длина автомата со сложенным плечевым упором – 615 мм, с выдвинутым плечевым упором – 832 мм. Емкость магазина – 26 патронов. Темп стрельбы – 500 выстрелов в минуту. В комплект автомата входят два магазина и принадлежность.

На вооружении роты боевого и технического обеспечения стоят подводные буксировщики нескольких типов, специальные парашюты, гидрокостюмы, спецаппаратура для дыхания под водой, средства связи, работающей во всех диапазонах волн, в том числе спутниковая связь.

В задачи боевых пловцов входит диверсионная деятельность.

– На случай боевых действий, – рассказывает капитан 1-го ранга Николай Ильин, – наши спецназовцы должны скрытно выдвинуться к складам вооружения и боеприпасов вероятного противника, секретным базам атомных подводных лодок, докам и другим объектам. Преодолеть незаметно или уничтожить боевое охранение. Заложить минно-взрывные устройства и так же скрытно покинуть указанную территорию. Боевые пловцы спецназначения выполняют задачи как с воздуха (высаживаясь на водную территорию с помощью специальных парашютов), так и с берега или субмарин. На время выполнения специальных операций диверсионным подразделениям придаются самолеты, вертолеты и подводные лодки.

К другим задачам можно отнести охрану объектов ВМФ, противодействие подводному спецназу противника, захват вражеских плавсредств, захват старших офицеров и важных лиц.

Все военнослужащие отрядов боевых пловцов спецназа должны пройти комплексную подготовку, в которую входят: ориентирование под водой, подводная топография, подводная инженерная разведка, подводный ножевой бой, подводная стрельба, приемы рукопашного боя под водой.

Отряды боевых пловцов спецназа ВМФ территориально подчинены начальнику штаба флота, а в оперативном подчинении находятся у начальника Главного разведывательного управления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ.

Кроме отрядов боевых пловцов спецназа на каждой военно-морской базе ВМФ есть подразделения подводных противодиверсионных сил и средств (ППДСС) флота. Их численность составляет от 30 до 120 человек в зависимости от размеров охраняемой акватории и выполняемых задач. Территориально они подчинены командиру военно-морской базы, а оперативно – начальнику отдела противолодочной борьбы управления боевой подготовки флота.

– В ППДСС, – продолжает Николай Ильин, – есть подразделения так называемых «тяжелых» аквалангистов. Они оснащены техническими средствами для глубоководного погружения. Их основной задачей является осмотр узлов и механизмов кораблей, субмарин, портов и доков, оперативное разминирование. Кроме того, в ППДСС имеются силы боевого охранения, те же боевые пловцы, которые противодействуют проникновению на объекты боевых пловцов противника. И, конечно же, команда радиотехников. Каждая из групп имеет подразделения технического, боевого обеспечения, разведки, наблюдения.

Двадцать лет назад в силы ППДСС Черноморского флота входило подразделение боевых дельфинов, одним из старших морских офицеров-инструкторов которого был Леонид Ильин. Дельфины могли обнаруживать мины, уничтожать диверсантов. Однако с распадом Союза подразделение было сокращено, а морские млекопитающие переданы в гражданские дельфинарии.

Подводный конвой

Охрана внутренних акваторий, стратегических объектов, военных складов была еще в годы Второй мировой войны передана войскам НКВД, ныне внутренним войскам. А точнее, управлению охраны важных государственных объектов (ВГО).

– Подразделения боевых пловцов ВГО были созданы в годы холодной войны, – рассказывает офицер ВГО подполковник запаса Игорь Садковский. – Еще в начале 50-х годов XX века западные разведки активизировали диверсионную деятельность на внутренних объектах нашей страны: Байкал, акватории внутренних и северных морей, прибрежные и береговые зоны, судоходные реки Амур, Обь, Лена, Волга и так далее. Боролись с ними аквалангисты в красных вэвэшных погонах. А так как до 80-х годов прошлого века внутренние войска выполняли и конвойную функцию, окрестили такие подразделения, сначала в шутку, подводным конвоем.

Почти в каждом военном округе войск в управлении ВГО есть отряд боевых пловцов. Отряд состоит из группы технического обеспечения, группы связи, группы разминирования, группы боевого охранения и антидиверсионной группы. Кроме того, на Байкале есть учебный отряд боевых пловцов, а в Мурманске – отдельный морской полк ВГО.

Подготовка этих групп схожа с подготовкой боевых пловцов ВМФ. Но есть и отличия. В задачи «фрогам» ВГО вменяется не только антидиверсионная деятельность и разминирование, но и оборона объекта, уничтожение превосходящих сил противника в воде и на берегу. Судя по задачам, понятно, о подготовке какого уровня приходится говорить.

Подразделения боевых пловцов ВГО использовались при ядерных испытаниях на Новой Земле. И они уходили из зоны поражения последними. Также участвовали по заданию правительства в различных секретных мероприятиях в наших северных водах. В конце 90-х боевые пловцы ВГО освобождали захваченное пиратами судно. Отметим, что все эти операции проходили в водах северных широт, что существенно усложняло задачу.

– Мало кому известно, – поясняет Игорь Садковский, – но с распадом СССР попыток диверсий в наших внутренних водах стало не меньше, а в разы больше. О многом говорить нельзя. Но даже открытые данные наводят на глубокие размышления о том, кто нам друг, а кто враг. Так, на подводных объектах реки Амур (опоры мостов, речные порты, военные объекты) наши боевые пловцы и водолазы регулярно производили «удаление посторонних предметов», среди которых были и муляжи мин, и собственно взрывные устройства.

Подводные нефтепроводы, водоемы, примыкающие к АЭС (для охлаждения реакторов вода необходима), стратегические мосты, «Атомфлот» страны, внутренние моря – все это находится под неустанной опекой пловцов ВГО. Как они выполняют свою работу? Во всяком случае известий о терактах на этих объектах нет. А вот снятые мины, задержанные лица с взрывчаткой и гранатами, освобожденные суда – этого хоть отбавляй.

Добавить комментарий