«Антирадарами» часто называют устройства трех совершенно разных типов.
- Первый тип – это GPS-навигаторы, которые хранят информацию об известных местах, где осуществляется контроль скорости, как правило – стационарных постах милиции. При приближении к такой точке они подают сигнал. По сути, такие устройства не являются анти-радарами и их эффективность ограничена.
- Второй тип – настоящие полноценные антирадары. Это активные устройства, которые, обнаружив работающий милицейский радар, создают шумовой сигнал на тех же частотах и мешают ему провести измерение скорости. Своего рода «глушилка», или, выражаясь военной терминологией, миниатюрный постановщик помех. Использование таких устройств запрещено почти во всех странах, во многих государствах Европы владельцу такого антирадара грозит нешуточная ответственность вплоть до тюремного заключения.
- Самый распространенный, третий тип, правильнее называть радар-детекторами. Это пассивный, не излучающий прибор, который только обнаруживает излучение милицейского радара и предупреждает о нем водителя, давая время на снижение скорости до величины, разрешенной правилами.
По сути, радар-детектор – это обычный радиоприемник, настроенный на частоту, используемую радарами. И хотя во многих странах они также запрещены, отношение властей к этим устройствам несравненно более лояльное, чем к «глушилкам». Есть страны, в которых полиция наоборот, даже поощряет использование радар-детекторов; на аварийноопасных участках устанавливают излучатели, имитирующие сигнал полицейского радара и таким образом «убеждают» водителей снизить скорость. Кстати, не стоит питать иллюзий, что полицейские в странах, где эти устройства запрещены, не смогут обнаружить радар-детектор: чувствительная аппаратура засечет его по слабому излучению гетеродина. Лучше перед поездкой в какую-либо страну ознакомиться с местными законами и их не нарушать.
Эффективность радар-детекторов в предотвращении наказания за быструю езду выше, чем у GPS-устройств, но все-таки далека от идеальной, поскольку правоохранительные органы разных стран ведут поиск все новых методов борьбы с нарушителями ПДД.
Широкое распространение получили лазерные измерители скорости – лидары, которые работают в инфракрасном диапазоне и не обнаруживаются обычным радар-детектором. Есть и чисто тактические приемы, например, инспектор может держать свой радар выключенным до последнего момента и включить его в зоне прямой видимости приближающегося автомобиля, когда обнаружение радара уже ничего не дает водителю-лихачу.
Существуют также комплексы, которые измеряют время, которое тратит автомобиль на преодоление определенного расстояния, и, очевидно, радар-детекторы против них неэффективны.
В целом, хороший радар-детектор способен несколько облегчить жизнь любителям быстрой езды, но для этого он должен быть достаточно чувствительным и работать в широком диапазоне частот. И конечно же, быть законным на территории, где применяется.