Прокат снегоходов и квадроциклов
Бизнес-идея по прокату снегоходов и квадроциклов заключается в предоставлении потребителям услуги по аренде указанных транспортных средств (ТС) с целью организации досуга. Квадроцикл представляет собой четырехколесный мотовездеход, обладающий повышенной проходимостью и простотой управления. При этом квадроцикл компактнее автомобиля, устойчивее мотоцикла и мощнее велосипеда. Снегоход — лыже-гусеничное транспортное средство, предназначенное для движения по снежному покрову.
Почему мы объединяем в одном виде бизнеса эти, казалось бы, совершенно разные транспортные средства? Дело в том, что если делать акцент лишь на одном из них, бизнес обретает сезонность. Или же возникнет необходимость периодического перемещения его в более подходящие условия, а это – дополнительные сложности и затраты. Чтобы избежать этих негативных факторов, лучше заниматься прокатом обоих транспортных средств.
Составляющие востребованности и перспективности услуги
На сегодняшний день можно констатировать, что в России ниша по прокату снегоходов и квадроциклов остается неразвитой, в то время как спрос потребителей на такие услуги достаточно высок. От большой конкуренции этот бизнес оберегают и немалые первоначальные инвестиции (размер первоначальных вложений при покупке качественной техники составит около 1 млн. рублей).
Если сравнивать с положением дел в таких популярных у россиян странах, как Турция, Египет, то квадро-прогулки на этих курортах – неотъемлемая часть отдыха. С целью реализации этой услуги проложены разнообразные многочисленные трассы, открыто множество пунктов проката техники, что позволяет поддерживать демократичные цены на подобный вид развлечений. Еще одним показательным примером хорошего развития сферы, связанной с прокатом квадроциклов и снегоходов, являются Канада и Финляндия – такое увлечение здесь пользуется спросом у людей совершенно разных социальных групп и возрастов.
Что касается особенностей российского потребительского спроса, данная сфера услуг нацелена, в основном, на людей обеспеченных, а также на любителей экстремального отдыха. При этом спрос на услугу тем выше, чем сложнее уровень проходимости трассы. Довольно продолжительный холодный период года в средних широтах России порождает спрос на активные зимние развлечения, в которых прогулкам на снегоходе отводится не последнее место.
Однако приобретаются снегоходы и квадроциклы людьми не очень часто. В первую очередь, это обусловлено их дороговизной – цена на некоторые виды техники может быть сравнима со стоимостью легкового автомобиля. Кроме того, они достаточно громоздки, их необходимо где-то хранить. Ситуация, когда, с одной стороны, у потребителей присутствует существенный интерес к данному виду отдыха, а с другой – возникает неготовность приобретать транспорт в собственность, способствует востребованности услуги проката квадроциклов и снегоходов.
Характерный портрет фирмы
Организационно-правовая форма ООО
Предоставляемые услуги и стоимость в рублях
• Поездка для новичков – 1500/30 мин;
• лесная прогулка – 2500/час;
• путешествие по пересеченной местности – 4500/2 часа;
• квадро-экстрим – 6500/3 часа
• индивидуальные сафари/туры с пикником – 8500/4 часа;
• индивидуальная доставка ТС – от 1500;
• прокат снегохода – 3000/2 часа;
• аренда снегохода на день – 10000.
Что входит в услугу проката
• Аренда ТС;
• топливо на весь путь маршрута;
• защитная экипировка;
• инструктаж/сопровождение инструктора
Возможные сопутствующие услуги • Продажа ТС и запчастей;
• ремонт ТС;
• обучение вождению;
• содействие в получении прав категорий “А” и “М”.
Регистрация бизнеса, коды ОКВЭД, налогообложение
Для осуществления данного вида деятельности необходимо зарегистрировать ИП или ООО. Подходящим кодом ОКВЭД в данном случае будет 71.40.4 – “Прокат инвентаря и оборудования для проведения досуга и отдыха”. Форма налогообложения – УСН или УСН “доход-расход”. Выручка должна фиксироваться кассовым аппаратом или бланками строгой отчетности. Заметим, что использование кассового аппарата – существенно более затратный вариант и подходит, скорее, для масштабного бизнеса.
Законодательные особенности
Деятельность по прокату квадроциклов и снегоходов имеет некоторые правовые особенности. По закону предоставить транспортное средство в аренду можно только лицам, имеющим права соответствующей категории. Все мототранспортные внедорожники относятся, в основном, к категории А, таким образом на законных основаниях управление квадроциклом или снегоходом можно передать только тем клиентам, кто имеет права этой категории. При их отсутствии поездку допускается совершать только в сопровождении инструктора.
Более того, с 5 ноября 2011 года вступил в силу 92-ФЗ от 07.05.2013г., согласно которому управлять ТС с рабочим объемом двигателя менее 50 куб/см и предельной скоростью не более 50 км/час можно, имея права специальной категории М.
Любые другие варианты передачи управления данными видами транспорта не законны (в т. ч. и лицам, имеющим права категории B). За нарушение законодательства грозит административная ответственность, которая существенно возросла с 01.09.2013 года (в связи с принятием ФЗ № 196-ФЗ от 23.07.2013г.):
• согласно ст.12.7, ч.1, управление ТС водителем, не имеющим соответствующих прав (за исключением учебной езды), влечет за собой штраф в размере от 5-ти до 15-ти тыс. рублей;
• согласно ст.12.7, ч.3. передача управления ТС лицу, не имеющему соответствующих прав (за исключением учебной езды) наказывается штрафом в размере 30 тыс. рублей.
Одним из вариантов “легализации” передачи управления квадроциклом и снегоходом лицам, не имеющим прав специальных категорий, может стать создание учебной школы на базе пункта проката и оформление образовательной деятельности. В этом случае при регистрации необходимо будем указать код ОКВЭД 80.41.1 – “обучение водителей автотранспортных средств”.
Однако здесь тоже существуют свои особенности. Образование относится к лицензируемым видам деятельности. Лицензия не нужна только ИП, причем в том случае, если предприниматель САМОСТОЯТЕЛЬНО занимается обучением или с помощью преподавателей, также зарегистрированных в качестве ИП.
Учебная езда разрешается только на закрытых площадках. Следовательно, в этом случае необходимо будет предусмотреть ограждение территории для катания и допускать к транспортным средствам лиц без прав категории A или М только внутри нее. И хотя в случае оформления учебной школы формально к вам тоже могут придраться (например, за то, что ученики ездят без сопровождения инструктора), ответственность за подобные правонарушения гораздо ниже: согласно статье 12.22 КОАП РФ, нарушение обучающим лицом правил учебной езды влечет за собой или предупреждение, или штраф в размере 500 рублей.
Из вышеизложенного следует – для того чтобы избежать проблем с законом, лучше оформить учебный центр на базе пункта проката, а также:
• передавать в аренду ТС лицам, имеющим права категории А или М, можно без ограничений (категория прав должна соответствовать объему двигателя ТС);
• допускать за руль лиц, достигших 16-ти летнего возраста или клиентов, имеющих водительское удостоверение категории В, только на закрытой ограниченной территории; в противном случае прописывать возмещение возможных штрафов в договоре;
• не передавать ТС лицам моложе 16-ти лет.
Регистрационные мероприятия и разрешения
Для функционирования пункта проката квадроциклов и снегоходов вам понадобится:
• получить права категории A;
• зарегистрировать ТС в течение 5-ти дней после его покупки в Гостехнадзоре (для этого нужно предоставить договор купли-продажи, заявление установленного образца, квитанцию об уплате госпошлины, техпаспорт ТС, документ на право управления ТС);
• получить образовательную лицензию (в случае регистрации ООО или в случае ИП, оказывающего учебные услуги с помощью инструкторов, не зарегистрированных в качестве предпринимателей).
Особенности организации работа пункта проката
Аренда земли. Для строительства трассы необходимо подобрать подходящий земельный участок – он может находиться как в черте города, так и за его пределами. Очень удачно располагать пункты проката ТС на территориях загородных баз отдыха. Наиболее удачным вариантом трассы будет пересеченная местность (или же лесной массив) имеющая естественные препятствия, склоны, подъемы и т. д. Искусственные полигоны обойдутся слишком дорого, а инвестиции в них рискованны.
Чем живописнее и естественнее будет место для катания (сложный рельеф, овраги, неглубокие речки, горки), тем будет интереснее вашим клиентам. Наличие определенной сложности трассы призвано решить еще одну проблему – на такой дороге невозможно развить слишком большую скорость, а значит, будет меньше проблем с повреждением техники. Ограничение скорости на ТС можно выставить и искусственно. Границы трассы наглядно обозначаются, например, флажками.
Помещение для приема клиентов, склад. Они должны располагаться в непосредственной близи от трассы. В помещении для клиентов будет происходить оплата, заключение и подписание договора. Склад необходим для хранения техники и сопутствующего оборудования. Для ремонта транспорта понадобится гараж.
Периодические затраты в этом бизнесе выглядят следующим образом:
- расходы на топливо;
- зарплата механика и инструкторов;
- расходы на ремонт техники;
- затраты по замене защитного снаряжения;
- расходы на аренду земли, склада, гаража;
- расходы на электроэнергию;
- реклама;
- системы сигнализации и видеонаблюдения;
- прочие расходы.
Выручка зависит от следующих основных факторов:
• от места расположения (его популярности, “курортности”);
• от качества, разнообразия трасс и техники;
• наличия дополнительных сервисов;
• климатических особенностей.
В среднем стоимость арендного часа транспортного средства составляет 2 – 4 тыс. рублей.
Оборудование
На этом этапе необходимо будет организовать автопарк и закупить снаряжение. Вопрос покупки ТС упирается, в основном, в финансовые возможности. Идеально приобрести новую технику – несколько средств различной мощности. Однако такая покупка обойдется недешево. Покупая же более дешевые подержанные агрегаты, можно столкнуться с множеством технических проблем. Неплохой вариант в этом случае – б/у транспортные средства из Японии.
Говоря об оборудовании в разрезе сезонности бизнеса, отметим такой интересный вид транспорта, как квадроцикл на гусеничном ходу, который может передвигаться по снегу подобно снегоходу. Благодаря наличию широких гусениц такой квадроцикл более устойчив, существенного возрастает проходимость и клиренс, однако скорость при этом уменьшается. Гусеницы для квадроциклов сегодня производят многие компании, например канадский производитель Kimpex.
Кроме транспортных средств понадобится и защитное снаряжение: шлемы, перчатки, налокотники и наколенники, защита для груди. Такие комплекты обойдутся в несколько десятков тысяч рублей.
Заключение договора, вопросы безопасности
Перед заездом для клиентов необходимо провести инструктаж, ознакомить их с правилами безопасной езды под роспись. С каждым клиентом нужно заключить персональный договор, в котором стоит предусмотреть все нюансы. В таком договоре должны быть обязательно указаны:
• минимальная сумма залога;
• механизм компенсаций в случае повреждения ТС по вине клиента (застраховать квадроцикл и снегоход от поломок, возникших при эксплуатации невозможно);
• ответственность клиента по возмещению штрафов по причине отсутствия у него соответствующих прав (если не организуется автошкола);
• условия возмещения ущерба здоровью клиента (будет ли это его личная ответственность, оформлена ли страховка и т. д.).
Чем подробнее будет составлен договор, чем больше всевозможных нюансов будет обговорено, тем легче будет решать различные проблемы с клиентами, которые непременно возникают в таком бизнесе.
Выводы
В целом можно констатировать, что бизнес по прокату квадроциклов и снегоходов перспективен и довольно рентабелен. В среднем окупаемость инвестиций наступает после года функционирования бизнеса, а курортных местах этот срок может составлять всего лишь сезон.
Один ответ
Спасибо за информацию все очень просто и доступно расписано!