Испокон веку охотники для подманивания дичи использовали одомашненных манных птиц и животных, а если это было по каким-то причинам невозможно, имитировали их звуки при помощи собственного голоса и так называемых обманок.
Манные птицы хороши вроде бы всем, но есть одно и весьма существенное но. Виды диких уток и гусей весьма многообразны, а, к примеру, серый гусь не подзовёт белолобого, пеганка не подсядет к чирку, казарка не отзовётся на призывный крик шилохвости… Это значит, охотник многое потеряет в видовой добыче трофеев, если даже, допустим, и будет иметь самою голосистую крякву.
Потому-то и начало развиваться искусство имитации крика голосом и производство манков. А учитывая то, что истинными умельцами подманывать дичь становились лишь единицы из многочисленной когорты охотников (для этого нужны были талант и природная одарённость, музыкальный слух…), стали совершенствоваться акустические устройства, имитирующие «разговор» любой птицы.
Изначально такие манки на стадии их зарождения имели вид дудочки («флейты», если угодно) с внутренней мембраной, то есть представляли собой классический духовой музыкальный инструмент. Охотник извлекал из него необходимый звук, имитирующий голос объекта охоты. Как правило, выбирались те виды, которые наиболее активно реагируют на акустический манок, например в России – чирки при весенней охоте с подсадной уткой, на Западе – белолобые гуси и снежные гуси во время охоты на зимовках.
Однако тут не всё оказалось гладко. Обычно охота с подманиванием дичи ведётся из укрытия, с помощью которого охотник как бы сливается с местностью, но далеко не всегда оно находится в месте, естественном для нахождения объекта охоты. Поэтому, беря в руки манок и начиная им работать, охотник фактически демаскирует свою засаду. А если объект охоты достаточно строгий – кряковой селезень, например, или гусь, то малейшая ошибка в подманивании может привести к обратному эффекту. Дичь шарахнется от засидки и уйдёт не стрелянная. Поэтому практика применения духовых манков показала – средство это вспомогательное, то есть отнюдь не ключевое для достижения весомых результатов охоты. Приоритет в подманивании остается за манными птицами, и ни один манок их заменить не может.
Но в начале 60-х годов прошлого века произошли следующие события. В США, Канаде и в большинстве стран Западной Европы ввели запрет на весеннюю охоту, а за ним последовали запреты на охоту с манными птицами как «не гуманную, использующую методы жестокого обращения с животными». Вот с этого момента на Западе и начинается интенсивное развитие охоты с чучелами и акустическими манками. За прошедшие полвека в США и Западной Европе появились целые школы охоты с механическими духовыми манками, пропагандирующие этот способ охоты как наиболее спортивный. Даже после того, как появились электронные манки, использующие записи голосов охотничьих птиц, обработанные до высокой степени чистоты, охота именно с духовыми манками на Западе остаётся исключительно популярной. Указанные школы организовали свои фирмы, производящие различные виды духовых манков весьма высокого качества и стремящиеся распространить их по всему миру.
Что касается нашей страны, то массовой охоты с манками здесь никогда не было, они использовались только как вспомогательное средство, да и то лишь некоторыми любителями и профессионалами. Были и попытки наладить продажу высококачественных духовых манков. Так, в конце 80-х годов в Одессе организовали кооператив по их производству на крякву, пожалуй, одесситы сделали лучшие манки, которые мне когда-либо приходилось держать в руках, и на охоте они давали отличные результаты. Но, к сожалению, оказались весьма недолговечными, как и сам кооператив, прекративший свое существование в начале девяностых.
В дальнейшем в России стали широко использовать электронные манки, особенно во время весенней охоты на гусей, но затем Правилами охоты от 2009 года они у нас были запрещены, и стала возрождаться мода на охоту с духовыми манками.
В течение последних двух лет мне приходилось судить соревнования любителей подманивания кряковых уток и белолобых гусей с помощью духовых манков по системе, разработанной одной из ведущих фирм США. В целом система эта, что для уток, что для гусей, при некоторых отличиях, выглядит следующим образом. Птицы далеко, охотник привлекает их внимание высокими интенсивными звуками, птицы среагировали и начинают приближаться, охотник даёт сигналы приветствия и подбадривает их более умеренными звуками, начинают ходить на кругах – наземные звуки, квохтанье, бормотание; птицы заметили опасность и начинают уходить – охотник снова подаёт интенсивные сигналы, для уток квачка, осадка, для гусей сильный призывный крик… Победители этих соревнований демонстрировали виртуозное владение манками на уровне музыкального искусства, что неудивительно – почти все они работают аутфитерами и организуют охоты на уток и гусей, как в России, так и за её пределами.
Но, тем не менее, у автора остались вопросы как по реалистичности этой системы, так и по её эффективности в условиях реальной российской охоты.
Первое, на что следует обратить внимание – система эта разработана исключительно для осенней охоты или охоты на зимовках, что достаточно очевидно – весенней охоты в США и в Западной Европе нет.
Второе. Охота с манком как самостоятельный вид, практикуемый на Западе и в значительной степени в России, предполагается как охота из стационарного укрытия, расположенного вблизи места массовой концентрации водоплавающей птицы.
Поскольку охота на уток и гусей на Западе прежде всего происходит на их зимовках, то количество птицы там несоизмеримо выше, чем в условиях отечественной охоты, где в качестве трофея рассматриваются либо местная птица, либо пролётная во время весны или осени. (Я, естественно, не рассматриваю места массовых гнездовий водоплавающих птиц в России, где охота категорически запрещена). На наших, как совершенно верно говорится, бескрайних просторах совместить место засады с местом массовой концентрации гусей непросто.
Правда, иногда приходит на выручку случайность.
Вот самый свежий тому пример. Весной 2012 года мы проводили отстрел белолобых гусей вблизи российско-казахстанской границы. Засада была великолепно организована на сжатой полосе пшеницы в восьмистах метрах от степного озера, на котором скопилось несколько тысяч нужных нам птиц. Практически незаметные, глубоко выкопанные скрадки, идеально замаскированные. Великолепные профили, не дающие бликов на солнце, пара манных гусей.
Но накануне вечером птица, жирующая на этой полосе, была потревожена нашими неосторожными действиями. В результате, поднявшись на утренней заре, она вся пошла в стороне от нашей засады. Мы проводили специальный отстрел для проведения радиологических исследований в зоне повышенной опасности, поэтому не были стеснены в средствах. У нас был отличный электронный манок, который мы и использовали. Но ни он, ни подзадоренные им манные гуси не могли повернуть гусей на нас. Лишь три стаи отделились от общей массы, покружили над нами на высоте метров 100, рассмотрели нас с высоты и преспокойно направились в Казахстан, куда ушла и вся остальная птица. И только после с соседнего озера поднялась сначала пара птиц, а потом ещё три, которые отстали от общей массы. На малых высотах они и налетели на наши окопы в поисках своих собратьев.
На манку реагируют отставшие стаи, которым не нашлось по каким либо причинам места в общей массе, а также одиночные птицы, пары, тройки. Поскольку на Западе птицы очень много, таких налётов может быть достаточно, чтобы обеспечить охотникам достойные трофеи. (Именно так и была организована в Америке охота для группы российских охотников в ноябре 2012 года одной американской компанией, производящей духовые манки, интересы которой в России эти охотники представляют).
В России, повторюсь, нет таких скоплений птицы, нет охоты на зимовках. У нас наиболее эффективным способом охоты на водоплавающую птицу является охота на подлёте к месту массовой концентрации, которым может быть либо место жировки птицы, либо место дневного или ночного отдыха. Искусство этой охоты – это, прежде всего, искусство выбора позиции, искусство угадывания точки, если угодно, в которую птица в определённое время пойдёт смело независимо от воли поджидающих её охотников. А это значит, что манок в данной ситуации не нужен! Единственный вариант, когда он оказывается эффективным – охота на подлёте к месту массовой концентрации (месту ночёвки, например) которая ведётся в сумерках, когда птица не может определить местоположение источника звука при качественной имитации её голоса и поэтому смело «валится» на охотника. Кстати, такая охота на Западе запрещена. Вообще, охота на подлёте к месту массовой концентрации на Западе скорее невозможна в условиях частной собственности на землю, поскольку для её осуществления требуется свободный поиск мест жировок птицы, её днёвок и ночёвок. Поэтому там и получила развитие охота с манками.
Есть ли будущее у такой охоты в России как массовой? Думаю, это маловероятно. В последние годы наметилось возрождение российской классической охоты с подсадными утками, в том числе и благодаря работе Клуба любителей охоты с подсадными и манными птицами (КЛОСПИМП, Москва). Уверен, несмотря на кризис, культура русской охоты возродится и наши охотники всегда будут отдавать предпочтение манным птицам. А манки будут использовать лишь как вспомогательное средство.
И, тем не менее, автор поддерживает охоту с манками, поскольку это, несмотря ни на что, ПРАВИЛЬНАЯ охота! Охотник, работающий с духовым манком, никогда не будет праздно шататься по угодьям, палить во всё живое и стрелять по птице, летящей, как говорят, «на кислороде». И это надо приветствовать.
Алексей СТЕФАНОВИЧ
От редакции.
Автор этой статьи Алексей Вячеславович Стефанович первую свою журнальную публикацию увидел именно на страницах нашего журнала. Было это в далеком уже 1989 году, и с тех пор его статьи, посвящённые охотничьей тематике, печатались в самых различных изданиях. Выходят и книги. Только что вышла очередная: «Охота на водоплавающую дичь». Она вместила в себя исторический очерк о развитии охоты на гусей в России, проблемы тактики и техники стрельбы, вопросы этики охоты, кулинарные советы… Если вы заинтересованы в приобретении этой книги, обращайтесь к её автору по тел: 8-903-134-80-52.