В наше время в необходимый арсенал охотника кроме оружия, транспорта вошли приборы навигации. Спутниковые навигаторы помогают охотнику и рыболову точно определять своё местонахождение и выбирать самый удобный маршрут на любой незнакомой местности.
Мы поставили задачу найти лучший навигатор, которым удобно пользоваться на пешей охоте в лесу. Выбор пал на новый навигатор серии Etrex, а именно Garmin Etrex 30.
Место для тестирования навигатора выбрали заранее – Тверская область. Там планировалась охота на зайца и кабана. Первый день охоты для навигатора можно назвать пристрелочным: он знакомился с местной окружающей обстановкой, а я – с ним. Ставил точки, записывал треки, изучал залитые на навигатор карты.
Тут было и первое испытание для устройства: стоя на номере во время охоты на зайца, пометил точку, где находился. Выстрел прозвучал примерно в ста метрах. Зайца подранил охотник, стоявший на соседнем номере. Отправляемся на поиски. Через час находим подранка, оказалось, что он сделал почти полный круг и залег.
После добора решаю выйти к помеченной точке, не по своим следам, а глядя только на экран навигатора, и – вполне успешно! Более того, сколько ни увеличивал масштаб на экране, не нашел ни малейшего отклонения текущей позиции от проставленной точки.
…На второй день испытания для навигатора были посерьезней. Поскольку задачей было добыть не просто кабана, а вполне конкретного, обитающего в большом, заросшем густым лесом вольере. Нужно было дождаться момента выхода стада на открытое пространство, чтобы не ошибиться в выборе.
Однако кабаны – звери хитрые и умные, и как бы мы ни вставали с разных сторон, добиться того, чтобы они хотя бы раз пересекли просеку или всего лишь показались перед кустами, а не за ними, нам никак не удавалось. Так и кружили мы по территории вольера, а между тем уже совсем стемнело. Порядком выдохшись, мы так ничего и не добились. А еще говорят, что охота в вольере – это не охота. С меня семь потов сошло, и ноги гудели, как после десятикилометрового марш-броска.
Потом перекачав треки на компьютер, убедился, что мы сделали почти два полных круга, не считая поперечных движений через заросли и по колено в снегу, пройдя в общей сложности шесть километров…
Тут я хочу остановиться на некоторых терминах, которые дальше будут нам встречаться и которые всегда полезно знать, прежде чем использовать «на полную катушку» сложное техническое устройство, каким является современный GPS-навигатор.
Сдаем GPS-минимум
GPS (Global Positioning System) – группировка американских спутников, основной целью которой является определение местоположения приемника сигнала этих спутников. Обычная («гражданская») точность системы – 3-5 метров (в хороших условиях приема).
ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) – российский аналог GPS. Наилучшие результаты следует ожидать от совместного использования обеих систем.
WAAS/EGNOS – соответственно американская и европейская системы повышения точности позиционирования системы GPS. Они состоят из сети наземных станций и специальных спутников. Поскольку координаты каждой станции известны с высокой точностью, сравнивая их с координатами, полученными от системы GPS, можно вычислить поправки к координатам спутников, которые в дальнейшем передаются на спутники систем WAAS или EGNOS и далее на приемник GPS, если, конечно, он поддерживает такую функцию.
Дифференциальный GPS (DGPS) – уточнение координат с помощью системы поправок к расстоянию до спутника. В частности, такую задачу решают системы WAAS и EGNOS. Точность DGPS достигает метровой и дециметровых величин. Альманах – чтобы решить геометрическую задачу нахождения приемника GPS и рассчитать его координаты, в первую очередь нужно знать координаты самих спутников. Такие координаты всегда известны с высокой точностью, поскольку известны параметры орбит спутников. Эти параметры орбит обычно передаются со спутника на приемник при его включении (старте). Они и называются альманахом. Эфемериды – из-за различного рода возмущений движения спутников по орбитам приемнику также передаются поправки к альманаху, называемые эфемеридами.
Холодный, теплый и горячий старт. Если приемник пробыл в выключенном состоянии слишком долго, то данные альманахов, а тем более эфемерид, устаревают. Тогда приемнику приходится получать полностью и новый альманах, и эфемериды, прежде чем он сможет начать рассчитывать позицию. Такой старт называется «холодным».
Если с момента выключения прибора прошло от нескольких часов до дня и позиция его не изменилась, то альманах загружать смысла нет: он остался прежним. Тогда загружаются только эфемериды, и старт называется «теплым».
Если же прошло менее получаса, то не устарели и эфемериды, приемник начинает расчет позиции сразу же, и старт называется «горячим». Время старта является одной из важнейших характеристик чипсета и зависит в первую очередь от его чувствительности.
Чипсет – микросхема или набор микросхем, ответственных за обработку спутникового сигнала и последующие расчеты координат.
Погрешности приборов в первую очередь зависят от состояния атмосферы и магнитного поля Земли и от того, насколько «геометрически удачное» расположение спутников «видит» устройство. В общем, чем с большего количества спутников уверенно принимается сигнал, тем точнее позиционирование. Остальные факторы влияют на точность в существенно меньшей степени.
Берем навигатор в руки
Теперь мы готовы к тому, чтобы подробнее поговорить о характеристиках навигатора, и начнем с его внешнего вида. Первое, что бросается в глаза и непосредственно ощущается рукой, – это форма навигатора. Слегка закругленные края, полностью покрытая резиной боковина – прибор точно вписывается в ладонь. Боковые кнопки включения и управления также полностью закрыты резиной. Точно так же резиновой отгибающейся «затычкой» прикрыт разъем mini-USB. На коробке навигатора написано, что он соответствует стандарту IPX7, – это значит, что устройство выдержит погружение в воду на глубину 1 метр в течение 30 минут. Джойстик, которым осуществляется перемещение по экранам и пунктам меню прибора, достаточно удобно расположен под большим пальцем. Правда, когда навигатор находится в чехле, тот немного мешает четкости перемещения. К корпусу навигатора можно пристегнуть клипсу, и тогда его можно, без риска выронить, положить в нагрудный карман или повесить на ремень. Клипса – на мощной пружине, случайно не отстегнется.
Заглянем внутрь спутникового Навигатора Garmin Etrex 30
Теперь поподробней о меню. Помимо стандартных для любого навигатора функций управления (карта, треки, точки) создатели устройства не поскупились и предоставили пользователю множество приятных мелочей. Тут и компас, и альтиметр (причем барометрический), календарь, будильник, секундомер и калькулятор. А охотнику и рыболову как раз пригодится второй календарь, который так и называется «Календарь охоты и рыбалки». Лично меня же очень порадовал компас, он всегда показывает именно на север. Более того, стрелка не поворачивается вместе с поворотом прибора, что и требуется от настоящего компаса.
Если перевернуть навигатор спинкой кверху и открыть батарейный отсек, найдем еще две приятные мелочи. Под гнездами для батареек или аккумуляторов (двух, типа АА) расположен слот для microSD-карты. Так что с заливкой дополнительных карт на навигатор проблем не будет. Кстати, гнезда для батареек устроены так, что перепутать полярность невозможно даже в полной темноте, батарейка «наоборот» просто не влезет.
Карты
Перед тестированием нам специально залили самую последнюю версию «Дороги России. РФ. ТОПО». И оказалось, что создателям карт есть куда расти. К районам вблизи достаточно крупных магистралей и шоссе претензий нет. Но стоило только нам съехать на грунтовки, картина изменилась на худшую. Подальше от цивилизации точность карт оставляет желать лучшего.
Поэтому, собираясь на охоту, заранее имеет смысл озаботиться заливкой на навигатор и других, не «родных» карт или привязанных спутниковых снимков, тем более что найти все это в Сети теперь не проблема.
Динамический тест
Проблемой является то, что европейские спутники в средней полосе России находятся близко к горизонту. Это, конечно, затрудняет прием их сигналов в лесной местности, а на расстоянии более 1000 км от границы России с Белоруссией даже в «чистом поле» дифференциальный GPS становится попросту невозможен.
В ряде мест можно ожидать и падения уровня сигнала от спутников, и его переотражения от разных препятствий.
Можно сказать, что основным преимуществом гарминовской «начинки» является способность в динамике отображать вполне гладкие треки, даже при наличии отраженного сигнала. Такую способность трудно переоценить: сплошь и рядом, например, в лесу встречаются ситуации, когда нужно определить, как лучше пройти по левому берегу ручья или по правому, слева или справа обойти препятствие, двигаясь строго по треку.
Статические тесты
Чтобы получить данные по времени «холодного» старта прибора, мы оставили его в полностью выключенном состоянии на несколько суток, а затем еще и перевезли на запад, практически в Смоленскую область. Результаты оказались несколько неожиданными: Garmin показал время старта в 30 секунд. Отличный показтель!
Ясно, что помощь в этом ему оказывает способность работать с сигналом ГЛОНАСС.
Следующим шагом тестирования была оценка точности позиционирования. Мы провели т запись в трех различных условиях видимости спутников: «хороших» (полностью открытое небо, почти везде видимый горизонт), «средних», или рабочих (торпеда автомобиля в окружении деревьев и стен зданий), и специально подобранных «плохих» (комната внутри здания, стена другого дома в 30 метрах напротив окна). Такие условия очень хорошо моделируют «лесную обстановку», поскольку в прямой видимости датчиков находится очень небольшой кусочек неба, и сигналы спутников сильно отражаются от окружающих предметов.
В «хороших», да и «средних» условиях прибор «на 3-5 метров» уложился.
Но самое интересное началось в очень трудных условиях приема. Тут у Garmin погрешность позиционирования не изменилась.
То есть в статических условиях чипсет Garmin способен уверенно позиционироваться почти вне зависимости от условий видимости спутников. Это тоже связано с возможностью приема сигнала группировки ГЛОНАСС. Кстати, попутно удалось провести и легкий тест на морозостойкость, в первую очередь аккумуляторов. Устройства при записи трека в «хороших» условиях лежало под открытым небом больше часа при температуре -10 С0 и достойно записало треки без потерь или, тем более, выключений.
…А кабана мы так и не добыли. В конце концов, когда почти окончательно стемнело, все стадо вышло к кормушке рядом с вышкой, на которой мы засели, чтобы хотя бы полюбоваться на несостоявшийся трофей. На вышке я и поставил очередную точку на навигаторе.
Владимир КОМИССАРОВ