Какими бывают психологические тесты и насколько они правдивы.
Психологические тесты — это один из наиболее распространённых способов познать себя и окружающих. На самом деле подобные тесты появились достаточно давно. Так, например, ещё в VI веке до нашей эры шумеры проверяли волевые качества своих воинов, предлагая им выстрелить в свою лошадь. Ещё один пример подобного теста можно встретить в Библии. Там рассказывается о том, как царь Соломон предложил разрубить надвое младенца, чтобы разрешить спор о том, чей ребёнок.
Так же и в древние времена Конфуций и его последователи создали философию, которая способствовала выбору чиновников, где учитывались непосредственно личные способности, а также его заслуги, но не брались в расчёт его высокое положение в обществе, происхождение и, конечно, богатство. Среди учеников, поступающих не только в философские, но и религиозные школы Греции, на первом месте было умение использовать свои знания не в обычных жизненных ситуациях, которые возможно предугадать, а скорее в неожиданных,, приближённых к экстремальным. Сами знания могли в расчёт и не браться.
Но только в конце XIX века ученым Ф. Гальтоном было доказано, что все люди между собой различны, даже не смотря на то, что они могут быть одного возраста. Для этого ему потребовалось обследовать не менее 10 тысяч человек по 17 параметрам. Свои наблюдения в области психологии Фрэнсис Гальтон описал в книге «Исследование человеческих способностей и их развитие». Кроме того, там же автор указал первые основы психологического тестирования. И только спустя несколько лет учёным–психологом Гуго Мюнстербергом были разработаны первые психологические тесты, которые применяются по сей день. Здесь стоит заметить, что учёный всегда был приверженцем практической психологии, то есть возможности применять знания психологии на практике. И именно тестирование даёт такую возможность. Кроме того, за 1905–1916 годы Мюнстерберг сделал наибольший вклад в практическую психологию, разработав основы психотехники и изучив проблемы, связанные с повышением производительности труда рабочих, а значит и с доходами предпринимателей.
Стоит также отметить, что психолог обязательно должен обладать личностными особенностями. Этот момент является одним из наиболее важных, но не единственным, при работе психолога. Кроме того, при психологической диагностике без личностных особенностей даже не обойтись.
Человек всегда стремился к самопознанию, поэтому чаще компенсировалось это различными тестами и гороскопами. Но не всегда результат совпадает с представлением о себе, поэтому многих обычно ожидает разочарование. Но так ли правды эти результаты?
Хорошим примером для ответа на этот вопрос может послужить диагностика темперамента по Айзенку. Ганс Юрген Айзенк — британский учёный–психолог, исследовавший психологию основываясь на биологическом направлении. Учёный также создал факторную теорию, на основе которой были созданы психодиагностические методики, в том числе и сам тест, диагностирующий темперамент. По результатам этого теста можно понять, что за личность и кем человек может стать впоследствии. Результаты теста говорят о темпераменте личности, а всё остальное чаще всего каждый интерпретирует по–своему. И чаще каждый «подгоняет» результат под себя. Не стоит также забывать, что иногда человек не на все вопросы может ответить искренне, правдиво, поэтому и результаты могут исказиться.
Так, например, пособие по обучению для восьмиклассников по–своему разъясняет результаты диагностики темперамента, и эти разъяснения могли удивить даже самого автора диагностики Ганса Айзенка. Многим известна такая проективная методика как «Геометрический рисунок человека». Вышеуказанное пособие предоставляет образцы рисунков к этой методике, а так же свою интерпретацию к этим рисункам. Но, как известно, эти методики можно использовать только в конкретных случаях, и то, если тестируемый даст на это своё согласие. Кроме того, тестируемый должен понимать при этом, какую именно информацию хотят от него получить с помощью этих методик. Но, несмотря кажущуюся простоту, такие тесты являются наиболее сложными и глубокими, по сравнению с другими, но при этом они больше похожи на балаганную астрологию. Что же касается выше обозначенного пособия, то там эту методику «Геометрический рисунок человека» интерпретировали ещё более расплывчато, что можно сравнить с гороскопом.
Основная часть методик, которая используется в психодиагностике, была разработана ещё в середине прошлого века. Вопросы тестов тех времён выглядели смешными для предыдущих поколений, что же тогда говорить о будущих поколениях? А ведь со временем появлялись всё новые, более современные тесты и методики. Таким образом, использование устаревших, менее совершенных, методик означало бы дискредитацию самой идеи психологической диагностики.
Дело в том, что методики и диагностики более устаревших вариантов основывались на возможностях своего времени, на более актуальных видах деятельности. Так, например, сейчас не всем понятным будет работа на пишущей машинке или телетайпе, контроль качества грампластинок или группирование по признакам выписки и вырезки из различных текстов. Современные школьники вряд ли столкнутся в своей жизни с чем–то подобным, поэтому и соответствующие тесты навряд ли им смогут помочь.
Но наряду с обычными опросниками, интеллектуальные тесты также требуют некоторых доработок и изменений. Ведь даже в Тесте структуры интеллекта одной научной лабораторией несколько лет назад было обнаружено 44 ошибки.
Таким образом, современные методики должны учитывать возможность самодиагностики, а, следовательно, иметь более понятные интерпретации. Такие интерпретации должны исключать такие директивы как «должен» или «не можешь» и легко выводиться из ответов.
Современная нагрузка учащихся и школьников достаточно велика, что заставляет уменьшить время работы с методиками и тестами, поэтому это время не должно превышать 20 минут. Кроме того, опросники должны содержать минимум вопросов типа «любишь ли ты то или это». Ведь куда проще напрямую спросить учащегося, что он любит и для этого не обязательно его тестировать.
Кроме того, не стоит полностью доверять результатам тестов, ведь насколько бы надёжными они ни были, их достоверность не превышает 80%. Выдающийся советский психолог Борис Михайлович Теплов, который яаляется основателем школы дифференциальной психологии, а кроме того научным руководителем лаборатории «Психофизиология индивидуальных различий», в одном из своих научных трудов указывал, что невозможно точно предсказать, насколько может развиться каждая из возможных способностей, это развитие практически не имеет предела и зависит от методов воспитания и обучения.
Таким образом, диагностировать нужно возможности, связанные с интеллектуальным и личностным развитием человека. Всё остальное просто не имеет смысла.