ГЛОНАСС — это российская система спутниковой навигации, до сих пор остававшаяся в тени и использовавшаяся только в оборонных целях. До появления ГЛОНАСС монополия на рынке спутниковой навигации принадлежала американской навигационной системе GPS. Сейчас же в России складываются благоприятные условия, которые помогут открыть российскую систему спутниковой навигации для гражданского применения.
И дело тут даже не в патриотизме, а в том, что широкое использование ГЛОНАСС имеет неоспоримые преимущества. Во-первых и прежде всего, применение системы ГЛОНАСС снимет зависимость пользователей от иностранной системы GPS, так как теоретически США в любой момент могут отключить доступ к своим спутникам. Во-вторых, использование обеих систем обеспечивает получение более точных данных: с помощью двухсистемного приемника ГЛОНАСС/GPS можно уточнить координаты, полученные одной навигационной системой, по данным другой. В-третьих, ГЛОНАСС использует отличный от GPS принцип передачи сигнала, который гораздо эффективнее защищает от помех.
Тем не менее, активное развитие системы ГЛОНАСС в гражданских целях началось совсем недавно, после выхода 17 мая 2007 года президентского указа «Об использовании глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах социально- экономического развития Российской Федерации». (Указом устанавливается, что для обеспечения безопасности Российской Федерации аппаратура спутниковой навигации, приобретаемая для нужд федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, должна функционировать с использованием сигналов системы ГЛОНАСС).
Но, несмотря на президентский указ, навигационные системы GPS на данный момент все еще гораздо более распространены в России, чем ГЛОНАСС. Это связано сразу с несколькими факторами. Во-первых, аппаратура GPS в силу широкой распространенности обладает более низкой стоимостью. Это в основном связано с массовостью производства GPS-приемников. Сейчас производители приемников ГЛОНАСС постепенно выходят на более масштабные партии, что должно привести к снижению цен. Во-вторых, GPS пока еще обеспечивает более широкое покрытие территории сигналом. ГЛОНАСС в свою очередь стремительно сокращает этот разрыв по мере ввода в действие новых и новых спутников. Так что перед российскими производителями спутниковых навигационных приемников стоит ряд задач, решение которых позволит сделать системы на базе ГЛОНАСС более конкурентоспособными. В область задач входит: удешевление оборудования, снижение энергопотребления, уменьшение габаритов аппаратуры.
Спутниковая навигация ГЛОНАСС имеет очень широкую область применения, которая может ограничиваться лишь фантазией и финансовыми возможностями: от оснащения устройствами ГЛОНАСС служб МЧС, силовых ведомств, грузового пассажирского транспорта до использования частными лицами, например, водителями, чтобы миновать пробки, или домохозяйками для наблюдения за детьми и домашними питомцами. Тем не менее, на сегодняшний день основной сегмент рынка, на котором могут развернуться российские производители систем навигации, это мониторинг автотранспорта.
В течение нескольких лет системы мониторинга автотранспортных средств применяются в подразделениях вневедомственной охраны для контроля патрульных автомобилей. В результате их использования повышается скорость реагирования вневедомственной охраны на полученные вызовы о совершенных преступлениях и правонарушениях. В большинстве случаев такие системы используют для передачи сведений о местонахождении автомобилей канал УКВ-связи. Этого вполне достаточно для работы системы в пределах города. Однако при охране грузов на междугородних трассах охват канала УКВ-связи ограничен, и, во избежание установки дорогостоящих ретрансляторов УКВ-сигнала, есть смысл внедрять иные технологии передачи сигнала.
На базе использования спутниковой навигации построен автокоридор безопасности «Москва-Воронеж», создаваемый Министерством внутренних дел в рамках реализации Концепции федеральной системы мониторинга критически важных и/или потенциально опасных объектов инфраструктуры РФ и опасных грузов. Для построения автокоридора выбрана система мониторинга подвижных объектов «Алмаз».
В нашей стране многие компании выпускают навигационное оборудование различного технического и ценового уровней. Из них в список рекомендованных МВД России включены четыре системы мониторинга подвижных объектов: «Алмаз» (ООО «Кодос-Б», г. Москва), «Арго-Страж» (производства ЗАО «Навигационные системы», г. Омск), «Аркан-СМ» (ГК «Аркан», г. Санкт-Петербург) и «Приток» (ООО «Охранное бюро Сократ», г. Иркутск). На рынке присутствует и множество других систем мониторинга. Они предназначены, во-первых, для отслеживания текущего положения автомобилей групп задержания вневедомственной охраны, что позволяет более эффективно выполнять оперативные задачи, и, во-вторых, для охраны автотранспорта заказчиков.
Любая система мониторинга транспорта включает в себя диспетчерский центр (ДЦ) вневедомственной охраны, состоящий из одного или нескольких рабочих мест операторов, и терминальные устройства, устанавливаемые на подвижных объектах (автомобилях, вагонах, речных и морских судах и т.д.). При этом каждая из систем имеет свои особенности в ключевых моментах: в части определения координат подвижного объекта и в части организации связи с объектами. Например, функционирование системы «Аркан» основано на использовании собственной радиосети, базовые станции которой обеспечивают и передачу данных, и определение местоположения транспортного средства методом пеленгации. Это дает возможность осуществлять мониторинг транспорта на территориях, покрытых сетью пеленгаторов (что имеет место, например, в Санкт-Петербурге). Но мониторинг транспорта в масштабах регионов и федеральных округов при таком принципе работы системы был бы возможен лишь при развертывании сетей пеленгаторов вдоль трасс, что сопряжено со значительными финансовыми затратами. Другие системы – «Арго-Страж» и «Приток» – известны, прежде всего, бортовыми устройствами, передающими информацию по УКВ-каналу. Преимущество данного способа состоит в том, что полностью исключаются затраты на передачу данных. Однако охват территории при этом также ограничен дальностью УКВ-связи, то есть до 40 км (даже на открытой местности). Так что на больших расстояниях требуется использовать ретрансляторы, что опять-таки весьма затратно. Помимо названных на рынке присутствует и множество других систем мониторинга, правда не рекомендованных МВД России.
Среди наиболее известных можно назвать семейство систем «БизнесНавигатор» от компании «М2М Телематика», «CityPoint» (компания «Юником»), систему «PositionReport» компании «ИТС-Софт», использующую оборудование различных производителей, а также системы, предлагающие услуги охраны частным автовладельцам: «Цезарь-Сателлит», «Автолокатор», «Андромеда», «Эшелон», «AutoConnex» («CobraConnex») и многие другие. Но на эти системы, как уже было замечено, не распространяются рекомендации МВД России по применению в органах внутренних дел.
Компания «Кодос-Б», разработчик и производитель навигационной системы «Алмаз», одной из первых перевела свою систему мониторинга мобильных объектов на работу с использованием российской навигационной системы ГЛОНАСС. В терминальном устройстве «Титан-10», которое используется в системе, вместо импортного модуля GPS был установлен модуль ГЛОНАСС/GPS производства ОАО «Российский институт радионавигации и времени» (РИРВ). Система «Алмаз», построенная на базе спутниковых технологий позиционирования ГЛОНАСС/GPS, GSM- и УКВ-связи, используется Центром специального назначения МВД России (ЦСН). Бортовое оборудование системы «Алмаз» – устройство «Титан-10» – обладает рядом интересных особенностей:
- наличие 8 дискретных и 4 аналоговых входов;
- 8 управляющих выходов, позволяющих устанавливать не только состояния «включено» и «выключено», но и выдавать сложные последовательности импульсов;
- встроенный источник резервного питания, рассчитанный на работу в условиях низких температур;
- ударопрочный металлический корпус с дополнительной крышкой для защиты электронной схемы;
- голосовая связь между оператором ДЦ и объектом (двусторонняя или скрытая);
- цифровой диктофон;
- «черный ящик», позволяющий сохранить информацию в энергонезависимой памяти устройства без затрат на непосредственную передачу в ДЦ;
- контроль самим устройством нахождения в заданных координатных зонах, отправка сообщений при входе/выходе из зоны;
- наличие последовательного порта для связи с компьютером или подключения второго канала связи;
- работа терминального устройства и по GSM, и по УКВ-каналам с автоматическим выбором доступного вида связи;
- возможность обновления микропрограммы устройства непосредственно на объекте.
Программное обеспечение системы «Алмаз» обеспечивает отображение автомобилей, оснащенных терминальными устройствами, на электронной карте местности, отслеживание их нахождения в заданных зонах патрулирования, контроль маршрутов, составление отчетов и многое другое. Наиболее интересными для построения автокоридора оказались развитые сетевые функции системы: возможность подключения полнофункциональных удаленных рабочих мест к диспетчерским центрам, а также возможность создания сетей диспетчерских центров, каждый из которых работает самостоятельно, но под контролем головного ДЦ.
Именно то, что система «Алмаз» изначально проектировалась и создавалась как разветвленная, многоуровневая, рассчитанная на совместное большое количество диспетчерских центров в единой сети, позволило компании «Кодос-Б» в кратчайшие сроки адаптировать свою систему под новые требования. Разработчикам «Алмаза» для решения поставленной МВД России задачи было необходимо лишь добавить в систему процедуру автоматической передачи данных движущегося объекта между диспетчерскими центрами вневедомственной охраны в соответствии с нанесенными на карту границами зон ответственности подразделений. Теперь, выйдя из зоны ответственности одного ДЦ вневедомственной охраны, автомобиль, с помощью новой версии программного обеспечения, последовательно передается на охранное обслуживание другим диспетчерским центрам вневедомственной охраны. В системе присутствует также головной ДЦ вневедомственной охраны, на протяжении всего пути следования объекта собирающий информацию об автомобиле со всех диспетчерских центров. Диспетчерские центры системы «Алмаз» в рамках коридора безопасности уже размещены в ЦСН, отделах вневедомственной охраны Ленинского, Домодедовского, Ступинского, Каширского районов Московской области, Управлениях вневедомственной охраны по Тульской, Липецкой и Воронежской областям.
Пресслужба Управления вневедомственной охраны ГУ МВД России по Московской области