Егерский состав в Переславском охотхозяйстве дружный, грамотный, знающий своё дело. Выделить кого-то одного из этого коллектива – вроде как других обидеть. И Анатолия Ивановича Януса я выбрал в свои собеседники по банальной причине. Наутро ожидалась загонная охота, с её участниками я коротал вечер в гостинице, и был удивлён единодушным прогнозом: мол, раз с нами идёт Анатолий Иванович, лося возьмём в первой же попытки, то бишь, в первом загоне. На мой робкий вопрос, откуда такая уверенность, один из охотников, улыбаясь, ответил:
Жизнью проверено! Фартовый он, наверное, Иваныч-то. Везёт нам с ним.
Вот с расспроса о фарте я и решил начать разговор с егерем.
Как поймать удачу на охоте, Анатолий Иванович?
Точно так же, как вытащить из игрового барабана выигрышный лотерейный билет. На эту тему один случай вам расскажу. Приехал как-то в хозяйство на утиную охоту коллектив военных охотников. Я их всех поименно знаю, люди не в первый раз у нас, толковые. Привожу их на водоём, расставляю, а одному, которому место на дамбе досталось, говорю: «Серёжа, тебе на двух номерах разрешаю охотиться. Не будет тут утки – перейдёшь на другую сторону дамбы». Загорелся рассвет, выстрелы забахали, наблюдаю издали за Сергеем – бегает по плотине из одного края в другой. Солнце поднялось, утренняя охота завершилась, приходят мужики на базу – все с трофеями, кроме Сергея. Тот чуть не плачет. Объясняет: «Сижу в одном месте, а кряква пролетает напротив, где мой второй номер указан. Перемещаюсь туда – теперь утка летит над той засидкой, где я только что был. Возвращаюсь – но птица как чувствует, опять маршрут меняет. Ты мне больше два номера, Иваныч, не давай!» Мораль этой истории такая: не счастье от человека отвернулось – не хватило выдержки, опыта. Были бы эти качества – была бы и добыча.
Значит, главное в охоте – опыт?
Наверное, можно и так сказать, но ответ будет неполным. Знания ещё нужны.
Но это вроде одно и тоже – опыт и знания…
Не скажите! Не хочу, чтоб над человеком подтрунивали, имя его называть не буду, но есть у нас завсегдатай, он спец в основном по утке да по боровой птице. Влёт хорошо стреляет, а это не каждый может. Аккуратист, всегда одежда наглажена, обувь чистая, для меня, говорит, охота как праздник, потому одеваюсь соответственно. И тут решил он переквалифицироваться, с вышки сеголетка взять. Приезжает – ну чуть ли не при галстуке, выбрит, одеколона на себя не пожалел. «Сегодня у меня, говорит, вроде как премьера»… Я ему: «Дорогой мой товарищ, утка – ладно, утке всё равно, но дикий кабан твой «шипр» за километр учует, не выйдет к вышке!» Как парфюм его сбивали – другой рассказ, но видите, на чём и опытному стрелку проколоться можно?!
Это, конечно, исключительный случай, а в целом же так скажу: как в культуре, политике нравы наши падают, так и в охотничьем деле. Опять пример с вышкой приведу. Сидим там с охотником, полночь, стадо кабанов к кормушке вышло. Один стоит чуть поодаль, цель – лучше не придумать, я и шепчу охотнику, чтоб брал на мушку его. А тот стволы на тех, что сгрудились у кормушки, наводит: «Так вернее, хоть одного, да завалю». Я пошёл на крайнюю меру: топнул ногой, животные тотчас разбежались. Понимаете, стрелку всё равно, кого убьёт, кого подранком сделает, он в меткости своей не уверен, грубо говоря, ему мясо нужно, а не сам процесс охоты. И здесь – дилемма для нас, егерей. Как поступить правильней: обеспечить прихоть клиента или всё же прививать ему качества настоящего охотника?
К этому надо добавить, что не все ведь нас и поймут. Напросился на загонную охоту на лося один высокий начальник, охотники взяли его с собой. Человек экипирован как надо, ружье «крутое», водитель его подвозит прямо к базе, и тот первым дело достает из багажника… мешок, у меня интересуется: «Как думаете, сюда моя доля лосятины вместится? – Я даже растерялся, плечами пожимаю, думаю, как бы ему ответить так, чтоб не обидеть, а он заминку мою по-своему понял. – У меня на всякий случай ещё один мешок есть». Ну зачем такие оружие приобретают, скажите?! Или прошлой весной группа на утку приехала. Нормально отохотились, но один без трофеев оказался. Отзывает меня в сторонку, достает удостоверение сотрудника силового ведомства при больших погонах, шепчет:
«Вы не можете мне организовать охоту, но такую, чтоб я с трофеями был?»
«А сегодня, – спрашиваю, – почему «пустой», утки вас стороной обходили?»
«Да нет, над головой пролетали, я стрелял, одна даже в камыш упала, не нашёл».
«Так вы, – говорю, – подплывите к камышам, покажите ксиву, прикажите, пусть выплывает ваш подранок»…
А как ему ещё объяснить, что прежде чем на охоту ездить, надо научиться метко стрелять, и эту науку звёзды на погонах не заменят. Ну ладно – со стрельбой плохо, а вот с нравами… Охота заканчивается, товарищи возвращаются на базу, а в одном месте бахают и бахают. Плыву туда, чтоб узнать, в чём дело. Двое… не охотников, не знаю даже, как назвать их… палят во всё живое: камышовки убитые, сорока, две чайки. Начинаю им выговаривать и слышу в ответ: а что, мол, на воробьёв запрет есть, или лицензию на ворону выписывать надо? Трезвые, в здравом уме, но вот философия у них такая. В принципе понять можно: им по тридцать лет, вырастали в те годы, когда ничего святого у нас не было, на жестокости, видать, воспитались, и попробуй теперь в другом их убедить.
А ваши позиции в отношении природы, Анатолий Иванович, на чём основываются?
Так я же потомственный егерь, потому считаю, на генном уровне это у меня. Мой дедушка по маминой линии на этой же базе егерем служил. Так что следы зверей я с детства читать научился, повадки птиц тоже знаю. Задача наша, егерская, не только ведь организовывать охоты, но и все делать для того, чтоб угодья дичью пополнялись. Одно другому не противоречит, если по уму работу организовать. У нас, к примеру, численность дикого зверя растёт год от года. И клиентов своих мы не только на номера ставим, но и учим их уму-разуму, говорим о том, каким надо быть охотнику.
Есть такие, которых можно за образцы принять?
А как же! Уже который год ездит к нам один пожилой человек на утку. Славится он коронный выстрелом. Знаете, что это такое?
Сверхточный?
Нет, тут другой смысл. Мы с ним так познакомились. Утренняя зорька, канонада над озером, и тут звонит мне один охотник по мобильному, говорит: «Иваныч, на соседнем номере тишина, дичи полно, а он не стреляет. Может, что плохое с ним случилось?» Серьёзный сигнал: ну как же, приехал на охоту и не стреляет. Иду туда. Вижу, сидит человек в засидке, спокойный, улыбчивый, присесть рядом приглашает. Я спрашиваю, почему не стреляет. А он: «Коронного выстрела жду». «Это как?» – спрашиваю. «Как меня старые охотники учили. Так утку ударить, чтоб она к твоим ногам упала. Тут тонкий расчёт нужен, и глаз точный, и рука твёрдая. Я ведь с собой только один патрон беру, и права на ошибку не имею».
И при мне же он взял селезня, тот в метре от него шлёпнулся. Вот она, культура охоты, или этика, или профессионализм… Как хотите, называйте, это, так хочется, чтоб мы такой коронной выстрел освоили!
Пётр САЛЬКОВ
Фото автора