Декабрь был не морозный – тёплый и вялый. Такая погода обычно сопровождается ветрами и обильными осадками. В это время года налим обычно активен и хорошо клюёт ближе к вечеру и всю ночь, так что любители налима едут в ночное не летом, а зимой.
В один из воскресных дней после обеда я, заправив полный бак своего новенького мотоцикла «Юпитер-5» и бросив в рюкзак продукты, поехал на реку Ину за Румянцевский мост за налимом. Ловить его зимой одно удовольствие, летом он берёт реденько, и вообще подлёдная рыбалка имеет свои преимущества.
Часа через полтора я был ужа на реке. Рыбаков на моё удивление было мало, скорее всего, они решили подъехать ближе к вечеру. В ожидании клёва душа моя, как горится, пела. Настроение поднимали и картины природы. Зимнее солнце, едва успев погулять в зените, уже лениво скатывалось ближе к гольцу, который ждал его, ощетинившись своими острыми пиками.
Пешня мигом разогрела меня и вот пара лунок уже дожидается блесны, готовые со нырнуть в ледяную тёмную воду. Для приманки использовал хвосты окуней. Приманкой чаше служит хвосты соровой рыбы, будь то травянка, окунь или самого налима. Клёв начался сразу, как только я опустил блесну, будто рыба ждала её. И вот на льду, извиваясь ужом, появились первые рыбины достаточно крупные, по килограмму и более.
В сотне метров от меня двое рыбаков уже сматывали свои снасти, видимо, налим у них клевал неважно, и они решили до наступления сумерек уехать домой. Я пока об обратной дороге и не помышлял, вытаскивая одного налима за другим. Незаметно начало темнеть. Я уже наловил достаточно рыбы, хотя до ночи было ещё далеко, ведь в декабре самые короткие дни. Я посмотрел на часы. Время было четверть после шести, как немцы говорят. Обычно рыбаки из-за плохого и вялого клёва остаются на реке за полночь. Мне сегодня это не грозило.
Рыба стала клевать хуже и реже, и я подумал, что на сегодня, пожалуй, хватит рыбачить, пора и честь знать. Попив на дорожку горячего чая, собрал мороженую рыбу в мешок, завел мотоцикл и отправился в путь.
В том месте, откуда я сейчас ехал домой, я бывал не так часто и дорогу днём знал неплохо, тем более что ездил я раньше не один. Сейчас в темноте, когда, шёл обильный снег, уверенность моя в ориентире дороги домок у меня была под вопросом. Снег начал валить шапками, но ветер стих и это вселяло уверенность, что дорогу не заметёт и я без проблем доберусь до дома, но все сложилось немного иначе!
Первый признак того, что я сбился с пути, это сама дорога, которая стала ещё хуже, чем была днем. Я точно знал, что она ила по извилистому берегу реки. Слева был высокий и густой камыш, справа мелкий кустарник. Сейчас все было как-то иначе и совсем по-другому. Исчез кустарник, и кругом в свете фар стояли заросли камыша. Я взял чуть вправо, но мотоцикл через несколько метров заглох и остановился. Переднее колесо уткнулось в кочку, а внизу я увидел, что остановился у самого обрыва реки. Я повернул влево и понял, что попал в камышовый капкан. Уже прошло больше часа, как я петлял по береговому бездорожью.
На мгновение я ощутил какой-то неприятный холодок: дороги нет и я один на один с природой и темнотой. Мелькнула мысль о бензине, но я твёрдо знал, что сегодня заправлял бак под завязку. На минуту представил себе длинную зимнюю ночь у костра, здесь в глуши болот и озёр.
Я отбросил это паническое, минутное настроение и, заглушив мотоцикл, пошёл пешком прямо по бездорожью. Немного пройдя, я увидел правее на противоположном берегу костёр. Да ведь это же рыбаки налимятники греются у костра! Вот оно что? Выше по течению реки должен быть мост.
Был бы день, всё смотрелось бы по-другому, а тут ночь! Крутой обрыв и костёр на берегу дали мне ориентир, и я вернулся обратно к мотоциклу, включил зажигание и на малом газу поехал, невзирая на камыш и кочки. Теперь я боялся и опасался только одного. Если застряну в кочках, то одному вряд ли по силам вытащить мотоцикл с коляской. Кое-как я выполз через стену камыша и в свете фары увидел фермы старого Румянцевского моста! Ура! Кажется, я выбрался и теперь уже не собьюсь с дороги. Я успокоился, когда колеса мотоцикла коснулись деревянного настила моста.
Теперь мысленно я был уже дома и, включив очередную передачу, поехал быстрее и увереннее. Минут через пятнадцать я вышел на трассу. Все тревоги были позади, и была только радость от удачной рыбалки на налима!
Автор статьи: Алексей КОШЕЛЕВ
Бурятия, пос. Юбилейный
Материал: Журнал “Охотник”